Юрий Непахарев и студия "Синева фильм"

САМАТЁКА

выставки, акции Самотеки Фотоальбомы Самотеки. Самотека. Юрий Непахарев, Илья Смирнов, Леонид Дубоссарский
sinevafilm@yandex.ru

НОВОГОДНИЕ ОБРАЩЕНИЯ МИНИСТРА ВНУТРЕННИХ И ВНЕШНИХ СНОШЕНИЙ


Выставки и акции.
Салун Калифорния.
Атаман Козолуп.
Марш Шнурков.
Заселение Помпеи.
Илья Смирнов - Время колокольчиков.
Илья Смирнов - Мемуары
.
Леонид Россиков - Судьба монтировщика.
Юрий Якимайнен - проза.
Алексей Дидуров - поэзия.
Черноплодные войны
.
Игральные карты Самотёки.
Токарев Вадим о живописи.
Лебединное озеро.
Фотоархив Самотеки.
Архив новостей Самотеки.
Олег Ермаков - графика, скульптура.
Дневники Муси и Иры Даевых.
Мастерская на Самотеке.
Мастерская на Лесной.
Косой переулок.
Делегатская улица.
Волконские переулки.
Щемиловские переулки.
Краснопролетарская улица.

Клуб Антарес.
Новости из депортаментов


Илья Смирнов, министр внутренних и внешних сношений

Дорогие однокашники и сотрапезники подошли к такому возрасту – кхе-кхе – когда надо ругать молодёжь.
Но если вспомнить, что мы сами собою представляли на выходе из 182 -ой школы, то не ощущается под ногами постамента, откуда смотреть свысока. Здесь часто вспоминают клуб «Антарес». Покойный Врубель (не тот, что «Принцесса Грёза») говорил, что это молодёжное сообщество надо возить в клетке и показывать народу, чтобы не увлекались диссидентством.
Но в том-то и цимес, что мы себя диссидентами не считали. «Антарес» стартовал на первой своей базе (в Грохольском), решительно размежевавшись с Солженицыным и Сахаровым. Звездочётовские стихи: «бюрократы ренегаты, диссиденты ЦРУ агенты».
А кем мы себя считали? Чёрт не разберёт. Лёлик: «И я там покуролесил. "Че Гевара, говорю. - Ho пасаран!» *
В общем, покуролесили.
Следующий вопрос: а те которые были взрослые, умные, трезвые, ответственные – у них получилось лучше?
И кто сейчас организованно и целеустремленно запихивает Хомо сапиенс в братскую могилу? (оцифрованную и подогретую парниковыми газами). 16 -17-летние пацаны? Нет, солидные дяденьки и тётеньки. Некоторые с учеными степями.
Две книги на эту тему принесла река Самотека, в которой, как вы знаете, смешались античные традиции с китайскими.
Древняя трагедия «Ипполит». Почему-то историю, рассказанную Еврипидом, стали толковать таким образом, что она про отношения Ипполита с его мачехой Федрой, хотя роль Федры чисто страдательная, она просто сходит с ума, и реакция юноши на это безумие – ужас и обида (как могли подумать, что я впишусь в такую подлянку против отца). Тем более, он влюблён в другую  (первое же появление – с цветами, для неё собранными).
С разных сторон – с неба (Афродита) и из социальных низов (старый раб) – отмечается крайняя молодость героя. «Юнец», «безусый», даже «молокосос». При этом у него имеются убеждения, резко расходящиеся со всем кругом представлений древнего грека.  Для своего времени крайне необычный герой. Он никого не хочет убивать, деньги и власть ему безразличны, его устраивает, что наследниками станут дети от Федры, из всех одобряемых обществом занятий его интересует только спорт, он читает вредную литературу, соблюдает странную диету, всё время проводит среди дикой природы, собрав из ровесников нечто вроде неформальной группировки, в современной терминологии это гремучая смесь: квадроберы + чайлд-фри + спортивный клуб. Но при всех завиральных идеях и подростковом самомнении он - хороший мальчик. Когда раб сделал ему замечание…
Представьте. Сейчас дворник делает замечание сыну губернатора. Что будет? А Ипполит отвечает на критику не без иронии, но по существу. Потом пускает под откос собственную жизнь, чтобы не нарушить слова, данного – кому?
Служанке.
Он сам выбирает, кого уважать среди богов. Опять же, современная аналогия. Представьте современного человека, который будет решать, кого из начальства слушаться, кого послать лесом (трезенским).
Трагедия состоит в том, что насквозь циничная система под болтовню о божественной справедливости уничтожает хорошего, честного мальчика. И такого героя, который ничего не завоевал и никого не убил, Еврипид поднимает и над его отцом, великим политиком Тезеем (для Афин это примерно как Вашингтон для Соединенных Штатов или Ленин для СССР) и над всеми силами небесными, включая даже «возлюбленную богиню».
Вторая (китайская) книга новее. «Задача трёх тел» - фантастический роман на базе исторического. Здесь мальчики (и девочки) нехорошие. Лю Цысинь показал ту самую Культурную революцию, которая всерьёз повлияла на «Антарес». Только не мечтания, а то, во что на самом деле вылился праздник непослушания. Сцена расправы над преподавателем физики – чудовищная. И отношение автора к Культурной революции однозначно отрицательное. Но вот с чего начинается книга: с гибели девушки- хунвейбинки.
«Юная воительница и ее знамя полетели с крыши; лёгкая фигурка, казалось, падала медленнее, чем красное полотнище, – словно птичка, не желающая покидать небо».
Здесь важно не только то, что написано, но и как. Другой эпизод: у могилы участника событий много лет спустя.
«Ребенок спрашивает: «Они герои, да?» Взрослый отвечает: «Нет». «Они злодеи?» Взрослый отвечает: «Нет». «А кто же они тогда?» – спрашивает ребенок, и взрослый отвечает: «История».
А в следующих главах уважаемые учёные люди, отталкиваясь от Культурной революции, будут превращаться в абсолютных монстров, холодных и рациональных. Пересказывать сюжет не стану, чтобы не портить удовольствие от чтения: поверьте, это одно из немногих произведений современной литературы о том, что действительно важно.
Может быть, именно у тех, кто по молодости лет не чувствует берегов и не воспринимает бетонные стены как должное, есть шанс вырваться из тупика. Не по расчёту, а на авось, методом случайного тыка. Более рационального сценария всё равно не предвидится.
Поскольку спиртное мне на этот Новый Год запретили врачи, выпью кисель «Желудочный» за молодое поколение.
Чтоб им везло больше, чем нам.

* неплохо же смотрелся товарищ Россиков во весь богатырский рост с плакатом «Коммунизм или смерть!»

 

2023 2022 2021 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2009