НОВОСТИ ФИЛЬМОГРАФИЯ САМОТЕКА УРЛАЙТ ГРАФИКА ВИДЕОАРХИВ ФОТОАЛЬБОМ - ДЕРЖАТЬСЯ КОРНЕЙ

Юрий Непахарев и студия "Синева фильм"

Самотека. Юрий Непахарев, Илья Смирнов, Юрий Якимайнен
выставки, акции Самотеки

ЖУРНАЛ "УРЛАЙТ"

 

Выставки и акции.
Салун Калифорния.
Атаман Козолуп.
Марш Шнурков.
Заселение Помпеи.
Илья Смирнов - Время колокольчиков.
Илья Смирнов - Мемуары.
Леонид Россиков - Судьба монтировщика.
Юрий Якимайнен - проза.
Алексей Дидуров - поэзия.
Черноплодные войны.
Игральные карты Самотёки.
Токарев Вадим о живописи.
Лебединное озеро.
Фотоархив Самотеки.
Архив новостей Самотеки.
Олег Ермаков - графика, скульптура.
Дневники Муси и Иры Даевых.
Мастерская на Самотеке.
Мастерская на Лесной.
Косой переулок.
Делегатская улица.
Волконские переулки.
Краснопролетарская улица.
Щемиловские переулки.
Новогодние обращения Ильича.
Фотоальбомы Самотеки.

Илья Смирнов, Константин Звездочетов


ББК 85.31 
у 68

УрЛайт.

Альманах под редакцией ИЛЬИ СМИРНОВА. Алма-Ата: 
ИСКЕР, 1991. - 74 с.

Альманах "УрЛайт '91" - это последний очередной номер всегда популярного среди молодёжи России журнала, до последнего времени неофициально выпускаемого в Москве. Статьи альманаха посвящены прежде всего современному состоянию рок-музыки, рок- и суб-культуры, "андерграунда", политической обстановке в целом. Авторы и участники интервью альманаха живописуют мораль и сознание отечественной молодёжной среды: это делает альманах незаменимым для чтения повсеместно.

Продюсер ИГОРЬ ПОЛУЯХТОВ /МКФ "Искер"/

Гл. редактор ИЛЬЯ СМИРНОВ

Художник ЮРИЙ НЕПАХАРЕВ

у 4908000000 - 091 
   407(05( - 91           ДП.91 
ISBN5-628-01155-Х

(С) "УрЛайт", 1991
(С) Ю. НЕПАХАРЕВ, оформление, 1991

Отпечатано с оригиналов, представленных редакцией альманаха.
Издание осуществлено молодёжной коммерческой фирмой

"ИСКЕР" (С)

 

Документальные свидетельства творческой работы над журналом «Урлайт» Обратите внимание на использование оригинальной самотёченской иероглифики.

Илья Смирнов письма Урлайт

Илья Смирнов письма Урлайт



Фотоальбомы Самотеки. Самотека. Юрий Непахарев, Илья Смирнов, Леонид Дубоссарскийобложка журнала Урлайт - художник Юрий Непахарев

РАЗДЮДЮХ
СТАДА ГЕРИОНА
ОКСВА
СКАЗКА ПРО ДЕВКУ
ИНТЕРВЬЮ С С.НОВГОРОДЦЕВЫМ
МЕМУАРЫ
ГЕРОИ НАШЕГО ВРЕМЕНИ
ИГГИ ПОП: СКОВАННЫЙ ВЗРЫВ
КОМУ НЕ СПИТСЯ В НОЧЬ ГЛУХУЮ
СКАРАБЕЙ
МАКСИМКА-СОЛНЫШКО

Папка вернулся - художник Михаил Смекалкин

НЕ ЗАБУДУ МАТЬ РОДНУЮ!

Этот номер, судя по всему, и не должен был появиться. Ведь нужно крепко закинуться циклодолом, чтобы видеть какое-то живое шевеление, тем более "движение" там, куда два года назад положили отечественный рок. А наше издание /"Зеркало"-"Ухо"-"УрЛайт"/, как ни крути, выросло именно из рок-движения, и вместе с ним должно было погибнуть.

"Шпалы кончились, рельсов нет..."

Обратите внимание на лингвистический феномен: в подполье слово тусовщик не значило ничего хорошего /дешёвый, пустой человек, халява - в противоположность тем, кто что-то делал, рисковал, брал на себя ответственность/. Нынешняя "молодёжная пресса" употребляет его почти как комплимент. С чего бы это?

Тусовщик в природе изменчив как Блудодей в ХШ главе III книги "Пантагрюэля", но все его формы сводятся к одному, вполне определённому человеческому типу. "Если человек может принимать для себя и Куняева и Patti Smith, - пишет Д.Морозов в УрЛайте №4, - возникает вопрос о наличии у него самого какой-либо системы ценностей и умственных способностей... отсутствие именно этих вещей как раз и отличает стопроцентного тусовщика в худшем смысле слова. "Ср. у И.Кормильцева, который ещё в 87 г. утверждал, что рок-движение "на 90% состоит из тусовщиков, не обременённых ни культурой, ни убеждениями, ни чувством собственного достоинства". Внимательный читатель может заметить, что всё это очень похоже на определение "усовершенствованного коммунистического человека" у А.Авторханова. Однако на самом деле корни этого /как и других "чисто советских" явлений/ уходят куда глубже 17 года. Ведь то же самое писали древние авторы о психологических особенностях раба, отличающих его от свободного гражданина - хозяина отцовской земли, наследника славы предков, участника народного собрания в своём родном и любимом городе. Для нас же особенно важно то, что в обществах тотального рабства "тусовочное" отношение к жизни распространяется на все слои, от беднейших пролетариев до интеллектуальной элиты и знатнейших вельмож: "здесь первые на последних похожи".
Тусовщик выел отечественный рок изнутри. Из останков выползли на свет Божий две разновидности. "Сытая" разновидность подробно описана нами ещё в "Ухе" - кстати, могу бесплатно подарить искусствоведам один простой тест: если в компании художников или музыкантов более 15 минут говорят о деньгах и перетекающих в них предметах /визы, обмен, шмудяк еtc./ то больше на этих людей не стоит тратить времени. Для сравнения: наш друг занимается ремонтом помещений, чем и живёт - но в компании предпочитает беседы не о том, почём сверла для дрели и где вчера давали лак, а как раз про книжки, спектакли и фильмы.

"Голодные" тусовщики /менее известные публике/ - существа злые, оборванные, по средствам пьяные и абсолютно непродажные /пока не нашёлся покупатель/. Себя они гордо именуют "андерграунд". И со словом этим - тоже сплошные загадки. При тоталитарном режиме, когда все, что специально не разрешено -запрещено, а всё, что разрешено - обязательно, любая сфера человеческой жизни делилась на официальную и подпольную часть. Границу пролагал карающий меч государства. Но что понимать под "подпольем" сегодня? И почему по-английски? Видимо,механизм тот же самый, о котором рассказывает М. Задорнов: советский человек вынужден писать в отчёте "производится отгрузка бахчевых культур", потому что если он скажет по-человечески: "арбузы отправлены", сразу же возникают лишние вопросы: - А где арбузы-то, ... твою мать?!
При всём внешнем несходстве Сытый и Голодный тусовщики - глубоко родственные души, что раз за разом проявляется в любой конфликтной жизненной ситуации. Правда, Сытый всегда был склонен называть вещи своими именами: "А чего? Надо продаваться и подороже, пусть у "совков" будут финансовые трудности!" а Голодного, по скудости питания, не хватает даже на это, и он, если образован, то защищается как скунс - испускает потоки словоблудия по самым ясным вопросам /можно ли писать доносы на своих же друзей? хорошо ли сотрудничать с "Памятью" и с журналом "Молодая гвардия"? еtc/. Если же образования не хватает, он будет просто тупо молчать: мол, чего вы от меня хотите, вы же знаете, что я всю дорогу в жопу пьяный.

Запах, к сожалению, во всех случаях одинаковый.

От нашего рок-н-ролла осталось, таким образом, всего несколько человек, которые давно уже не объединены общей культурной средой, а напротив - сохраняются только благодаря то-тому, что связаны с какими-то внешними, не-роковыми традициями и кругами общения.
Далее: тусовщик уже практически навёл порядок и в демократическом движении. Это движение - такое, каким мы его помним по грандиозным митингам в Лужниках во время I съезда народных депутатов СССР - начало рушиться летом 1990 г., причём метаморфозы "демократов" удивительно точно повторяли то, что происходило с рокерами двумя годами раньше /см. "Гибель богов" - УрЛайт № 6/.
Придя к власти, латвийский "демократ" А. Крастыньш требует лишить избирательных прав всех не-латышей, чьи предки не проживали в Латвии до войны: то есть подвергнуть множество людей уголовному наказанию /лишение гражданских прав есть уголовное наказание/ без вины, без суда и по закону, получающему обратную силу. Ему подпевает из Эстонии Марью Лауристин, которая ещё прошлым летом красиво агитировала в Лужниках "за нашу и вашу свободу". Молдавские ученики генерала Родионова, вдохновляемые не ЦК КПСС, а Народным Фронтом Молдовы, уже не газами травят, а просто расстреливают жителей г. Дубоссары. Но наши "друзья народа" в Москве молчат, как будто кое-что в рот набрали: войдите в их положение, им надо доиграть "республиканскую" карту против Горбачёва, а тут вы с вашей справедливостью. Кроме того, у молодой народной власти просто нет времени между заграничными тусовками: "ведь она сегодня здесь, а завтра будет в Осло." Тем временем здесь, в Москве И.Сычёв из "Памяти" выступает на Пушке - на очередной тусовке Демсоюза. Всё это неминуемо должно было случиться.
Демократия в политике невозможна без соответствующей социальной базы: экономически независимого "3-го сословия" /предприниматели + квалифицированные рабочие + фермерство/ для формирования которого нужны годы стабильного развития. Забывая об этом, демократическое движение закономерно выдвигает на авансцену политических тусовщиков и вырождается в очередную "революцию рабов", бесчеловечную по своим проявлениям и жалкую по результатам.
В политике тусовщик громче всех кричит, поскольку не отвечает ни за одно своё слово. Как шакал, он набрасывается только на того врага, который уже не опасен. Правильно рассчитать момент - тоже своего рода боевое искусство: все ещё не поняли, что хищник смертельно ранен /кем-то другим/, а ты уже знаешь это, и вцепляешься ему в глотку под восхищённые аханья публики: "Ах, какой смелый." Тем более по плечу - воевать с мёртвыми.

Наверное, зря у нас наставили столько памятников Шер-ханам - хотя это наша история, от которой никуда не денешься - только когда я вижу, как памятник Шер-хану атакует стая шакалов Табаки, то поверьте, хочется блевать.

Говорят, что человек есть выбор, который он на себя принимает. Кстати, не так уж часто нам случается принимать действительно важные решения /многим вообще никогда/. Это как стрелки на рельсовом пути:

"Родился и давай - по рельсам как трамвай. Сошёл - не обессудь, по кочкам понесут." Можно сойти с выбранного пути и между стрелками: "Куда ж это я? Что я наделал?" - но тогда происходит опасное для жизни крушение. А до следующей станции, как правило, уже находишь своему маршруту удобное оправдание и привыкаешь к окружающим запахам. Особенно если на станции идёт продовольственный заказ.
В этом смысле тусовщик самореализуется всего один раз: когда становится тусовщиком.
Хотя все мы воспитаны в этих условиях, и раз так, рабская тусовочная душа живёт в каждом из нас, и я, пишущий эти строки, тоже должен отвечать за лицемерие и ложь.
Вправе ли мы сегодня осуждать молодых музыкантов за то, что те не умеют играть и не хотят учиться, если сами мы в неподцензурной печати провозглашали наших приятелей "выдающимися виртуозами", вместо того, чтобы сказать, как есть: "Хорошие ребята, смело борются с режимом, за что и достойны уважения"?
И когда год назад мы ходили на демонстрации "Защитим Гдляна!" - мы что, не знали, как был замучен в тюрьме старый эстонский профессор И. Хинт? Знали. Но не говорили людям честно: "Поддержите Гдляна, потому что Лигачёв ещё хуже" - а лгали что-то патетическое про "героизм" и "борьбу с кремлёвской мафией".
И когда я ставил в "УрЛайт" № 4 Программу Народного Фронта Латвии как образец для подражания - не предупреждали меня, что кое-что в этой организации и её программе отдаёт "Памятью"? Предупреждали - могу сказать.кто: писатель Роман Григорьевич Подольный, ныне покойный, предсказал еще два года назад все нынешние метаморфозы прибалтийских Народных Фронтов. Предупреждала в самой редакции УрЛайта Марина Тимашева /она же предупреждала о Жарикове еще когда он был музыкантом, а не стукачом/. Да неужели я сам не видал в Программе НФ такой обалденный §. Конечно, всё это я видел. Но не хотел "акцентировать внимание": по принципу "своё говво не пахнет".
Или как изящнее выражался Иван Грозный, наставляя судей: "Судите праведно, наши виноваты не были бы".

Видит Бог, на этом пути лучше вовремя остановиться. Паскудно участвовать в шакальих плясках под любую музыку, будь то "Ленин, Партия, Комсомол", "Белые розы" или наш, с позволения сказать, "панк".

И мы не станем лизать жопу тем, кто мчится на "меседесах" из валютного кабака в валютный кабак, обдавая грязью голодных детей и нищих стариков - так же как не лизали тем, кто ездил по этим маршрутам на чёрных "волгах" и "чайках".*

Не знаю, долго ли проживёт УрЛайт, следуя таким принципам - весьма неудобным в эпоху перехода из Древнего Египта через феодальную раздробленность к европейскому рынку ХVI века. Могу только ещё раз повторить любимое изречение Конфуция:

"Когда в государстве нет дао, стыдно быть богатым и знатным".
Ну а тусовщиком стыдно быть всегда: всё равно что ходить немытым, сраным и заблёванным.

* Впрочем, есть основания полагать, что по кабакам тусуется одна и та же публика: ведь даже кооператоры (если они что-то делают, а не воруют) всё равно не имеют на это ни времени, ни средств.