Внимание! Всем встать! Начинается священнодействие.
"Невероятно." "Несказанно". "Грандиозно".
Ахматова. Достоевский. Пушкин. Жванецкий. Ещё раз Достоевский. Высоцкий.
Это не листок из инвентарной книги музея восковых фигур. Великих сконцентрировали на маленьком кусочке газетной площади "Советской культуры" от 15.IX с.г. дабы они оградили фильм П.Лунгина "Такси-блюз" от сомневающихся в его "невероятности", "грандиозности" etc. Рассказ о посещении самого фильма будет кратким ввиду общего дефицита бумаги, а также оттого, что характеры /если это так называется/ полностью раскрываются в первые 15 минут, последующие же эпизоды образуют мучительно тоскливый процесс отрыгивания и нового пережевывания того, что и в виде "первичного продукта" было не слишком питательно.
Принципиально важный для экспортных операций образ "МАТUШКI ROSSИИ" а также "загадочной русской души" построен из того же матрешечно-перестроечного набора, который с успехом использовал большой писатель В.Кунин при создании "Интердевочки". Все приметы свободной комсомольской печати на своих местах: вот проститутки, вот антисемитизм, а вот, пожалуйста, агент КГБ: пасет ничего не подозревающих бухих иностранцев. Все вокруг пьют и трахаются, а он газетку читает. Жизнь, короче говоря, почти как взаправдашняя. Помните отчёт Римского Варенухе? Впрочем, последняя, кунинская поросль социалистического реализма уже достаточно подробно описана автором этих строк в статье "Перед вами, дети, утка" /УрЛайт № 4 /. Поговорим лучше о главных героях. Первого - алкаша-саксофониста - играет П.Мамонов, и играет, как актёр непрофессиональный, от звонка до звонка одно и то же, то есть самого себя. Таковы природные особенности его родного жанра, рока, отличающие этот жанр от театра или кинематографа, но, к сожалению, неведомые некоторым гениям последнего. В результате создаваемый Мамоновым образ обретает пластичность и гибкость железобетонного столба. И оттого, что столб этот с самого начала не прямой /как положено было в соц-реализме 40-х годов/, а какой-то перекосо..ленный, смотреть на него в течение полутора часов не становится интереснее. /Мы же знаем, кто у нас работает на комбинатах ЖБИ - такие же мастера, как и в кинобизнесе/. Что же касается таксиста, то играй его даже в сто раз более талантливый актёр, всё равно он не справился бы с тем, что на него возложено сценаристом. Не потому, что ноша тяжела, а потому, что она разваливается при первом прикосновении. Во всех поступках этого персонажа от начала и до конца, нет ни малейшего смысла и ни малейшей связи с тем, что мы о нём уже знаем. Барыга 80-х гг. неожиданно оборачивается то идейным комсомольцем 30-х, то одиноким ковбоем за рулём из действительно хорошего фильма "Taxi дriver", то любителем изощрённых издевательств над ближними в духе Калигулы. И поскольку персонаж это не живой, а стопроцентно искусственный - картонный - то всё, что с ним происходит, не только не вызывает сочувствия и сопереживания /с этим в нашем нынешнем иcкусстве вообще довольно тухло/, но и не смешно тоже совершенно.
Я не настолько знаком с мировым кинематографом, чтобы привлекать его авторитеты ко всякому домашнему спору - но в данном случае этого и не требуется. Ведь метод "буффонирования" привычных бытовых ситуаций, который пытаются /как можно догадаться/ использовать создатели "Такси-блюза", достаточно стар и опробован в Отечестве задолго до Лунгина. Например, так сделан "Гараж" - и рядом с этой старой рязановской работой нео-конъюнктура непрошеных наследников Фёдора Михайловича выглядит именно так, как она и должна выглядеть рядом с искусством.
А премия из-за границы? Что ж - за границей производят тоже не одни шедевры, но например, ещё и последний боевик с Рембо /тот что про Афганистан/ - пожалуй, что и помельче наших "маленьких Вер". Все имеет своих поклонников, и не удивительно, что матрёшечное производство "про Россию" приносит своим энтузиастам какую-то выгоду в валюте. А может быть, как предположила Марина Тимашёва, это просто очередная премия М.С.Горбачеву. В таком случае Лунгин тоже будет в очереди не первый и не последний. У того же окошка толпится множество наших художников, музыкантов, профессиональных "демократов" и прочих.
Наверное, я не стал бы сочинять таких злобных статей просто из-за очередной непрофессиональной работы. Мало ли её продаётся на каждом углу? Что ж теперь - громко возмущаться из-за каждого несъедобного пирожка или "благотворительного концерта", на котором выступает кто угодно, кроме тех, ради кого мы платили за билет бешеные деньги? Что поделаешь -такова жизнь в эпоху перехода из Древнего Египта через феодальную раздробленность к европейскому рынку XVI века. Людям надо делать бабки. Как можно скорее и как можно больше. Чтобы в кратчайший срок угнаться за корифеями прошлых времён - Г.Марковым, С.Туликовым и пр. Так что разозлил меня не сам фильм, а его реклама.
Великие-то тут причём?
"Покупайте мою тухлую осетрину - её оценил еще Михаил Булгаков!" -так, что ли?
А сегодня, проходя мимо кинотеатра, я увидел рекламный щит. Новый шедевр студии Горького о РЭКЕТЕ и /судя по картинке/ о голых бабах. В три с половиной строчки рекламного текста неизвестный искусствовед умудрился запихнуть Кармен, Кабирию а Ги де Мопассана. Не знаю, как фильм /с меня хватит/, а вот автор текста напрасно разменивает свой талант где-то на периферии. Думаю, ему пора выходить на всесоюзную, а то и на международную аудиторию. С такими талантами не пропадёшь.
Уриэл Лайтов
г. Калининберг /Кенигсград/